Секция «IT. Право. Бизнес»

Ведущий

Данилов Никита Аркадьевич

к.ю.н., старший преподаватель НИУ ВШЭ

Современные технологии могут использоваться для самых разнообразных задач бизнеса и государства, поэтому рынок таких технологий имеет возможности для масштабного роста. Например, по оценкам экспертов мировой рынок больших данных составил 36,8 млрд долларов в 2018 году и к 2026 году достигнет 104,3 млрд, прирастая на 14% ежегодно.  При этом крупнейшими сегментами рынка станут производственный сектор, финансы, здравоохранение, охрана окружающей среды и розничная торговля. В 2021 году общий объем мирового рынка аналитики больших данных увеличится по сравнению с показателем 2016 года более, чем в 2,5 раза, и составит 67,2 млрд долларов, при ежегодных темпах роста на уровне 35,9%.

В настоящее время рынок данных в России оценивается в размере 45 млрд руб., а его ежегодный темп роста составляет 12% с 2015 года, что при сохранении тенденции при базовом сценарии развития означает рост до 100 млрд к 2024 году. В 2024 году эффект от внедрения продуктов и технологий больших данных увеличится на 1,2% как доля от ВВП.

Другим важнейшим стимулом развития цифровой экономики является развитие искусственного интеллекта. Основной задачей развития искусственного интеллекта согласно принятой в Российской Федерации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ, является  повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта. Основными направлениями создания комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и внедрением технологий искусственного интеллекта, являются обеспечение благоприятных правовых условий (в том числе посредством создания экспериментального правового режима) для доступа к данным, обеспечение особых условий (режимов) для доступа к данным, включая персональные, в целях проведения научных исследований, создания технологий искусственного интеллекта и разработки технологических решений на их основе.

Для реализации всех возможностей больших данных и искусственного интеллекта для граждан, государства и экономики необходимы как точечные изменения отдельных норм и институтов, так и стимулирование саморегулирования отрасли для поиска взаимоприемлемых регуляторных решений. Так, например, ключевыми участниками отрасли был подписан Кодекс этики использования данных – инструмент самоограничения бизнеса, который самостоятельно установил правила добросовестного поведения. 

Достижение баланса между государственным регулированием и саморегулированием поможет сохранению контроля со стороны человека над использованием персонифицируемых данных и в то же время будет способствовать росту мировой конкурентоспособности российского рынка больших данных. 

Другой важный стимул для развития экономики - использование цифровых технологий. Такие технологии могут использоваться для развития городского хозяйства, жилищно-коммунальной сферы, общественной безопасности ("умные города"), в энергетике ("умная энергетика"), финансовых технологиях, в корпоративных правоотношениях и других сферах. Зачастую общественные отношения развиваются намного быстрее, чем правовое регулирование, поэтому возникает необходимость в регуляторных песочницах, или экспериментальных правовых режимах.

Все эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на данной секции.

Спикеры

  • Андрей Владимирович Незнамов, к.ю.н., управляющий директор Центра регулирования искусственного интеллекта, ПАО Сбербанк – «Национальный кодекс этики искусственного интеллекта»
  • Елена Дмитриевна Сурагина, руководитель группы регуляторной поддержки экосистемы, МТС – «Искусственный интеллект: страхи мнимые и настоящие»
  • Александр Гаврилин, руководитель правовой практики в сфере ПО, технологий, сделок с брендом и данными, Яндекс – «Подходы к охране объектов, созданных ИИ»
  • Александра Владимировна Орехович, к.ю.н., директор по правовым инициативам ФРИИ – «Оборот данных как основной источник развития цифровой экономики: основы и тренды регулирования»
  • Алексей Юрьевич Соколов, заместитель директора департамента по нормативному регулированию цифровой среды, Фонд Сколково – «Формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием современных технологий»
  • Максим Салаватович Фаязов, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ЭР-Телеком Холдинг» – «Роль права в развитии «умных городов»
  • Яна Даудрих, PhD, доцент департамента финансового права Университета им. Коменского в Братиславе – «Правовой статус эмитентов криптоактивов с точки зрения предлагаемой директивы MICA»
  • Марина Михайловна Вильданова, к.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП при Правительстве РФ – «Цифровые технологии в энергетике»
  • Дамир Равильевич Салихов, PhD, доцент департамента публичного права НИУ ВШЭ – «Куда ведут «цифровые песочницы?»
  • Алексей Александрович Волос, к.ю.н., доцент департамента частного права НИУ ВШЭ – «Блокчейн и голосование акционеров»